Recent Posts

четверг, 4 декабря 2014 г.

Есть ли место русской печке

Околокулинарные записки
"...Всех-то печка обогреет, 
Приласкает, даст покой.
Это вам не батарея
Радиаторов с трубой.

Всех как мамка приголубит,
Даст и пищу, и ночлег.
Потому её так любит
Всякий русский человек.

Печь- не мебель из салона
Вроде шкафа и скамьи.
Печь- предмет одушевлённый
Равноправный член семьи."
Владимир Илюшенко стихи.ру


   Услышала я недавно мнение в одной из телепередач о русской печи: что, мол, это что-то совсем устаревшее, атавизм какой-то, да и вообще крайне смешно для столичного человека само понятие " дом с печкой", это только у каких-нибудь бабушек в далёких-далёких деревнях найти можно. И вот поразила меня эта мысль. Да, конечно, у нас, городских жителей, быть не может печи дома, но так ли уж она далека, так ли сложно её найти и так ли она бесполезна во времена электричества и мультиварок?

   Не зря печь занимает центральное место в доме, не только для удобства, но есть в этом какая-то объединяющая идея: собраться всей семьёй у теплой печи. Я уж не говорю о том, что еда из русской печи другая, чем та, которая приготовлена на плите. Это объясняется физическими процессами, еда в печи томится, долго.
   И посуда для печи - чугунки и котелки- они особенно хорошо сохраняют тепло и , говорят, более способствуют сохранению полезных свойств продуктов.

   Так ли сейчас эта печь далека от нас? Я думаю, что это заблуждение, пропагандируемое сми в эпоху навязывания всего нового. Вот почему так популярны камины, многие люди мечтают об установке камина дома, в основном загородного дома, именно для целей моральных: ощущения приятные, когда закутаешься в плед зимой, сидя в кресло-качалке, с чашечкой чая и смотря на пламя в камине. Картинка из голливудских фильмов.

   В то же время русская печь существует и не только в деревнях и сёлах, которых остаётся всё меньше и меньше, но и в дачных домах и даже в городах. Город - это не только многоквартирные дома, есть в городе, в большом и маленьком, районы частной застройки. И вот там и живёт сейчас русская печь.
   Её немного, её вытесняют более "удобные" системы отопления, более "цивилизованные" камины, но многие люди остаются верны именно такой традиции обогрева своего загородного (или городского) жилища и приготовления еды. Это что-то фундаментальное и базовое, не зависящее ни от каких коммунальных перебоев.
   И в то же время представьте себя на печи, тёплой и родной, с чашечкой чая (думали, скажу из самовара?) и планшетом в руках -тоже неплохо, согласитесь=)
   
   Я печку видела и вижу: у моих бабушки и дедушки есть печь ( и это часть моих детских воспоминаний), у моих родителей есть на даче печь, и , может быть, я тоже когда-нибудь дорасту до того, чтобы построить дом с печью. При том, что живу я в петербурге. Это всё близко, это всё рядом. Надо только оглядеться.
   Я рада, что мой двухлетний сын не удивляется печке в русских сказках, где она постоянно фигурирует (гуси-лебеди или по щучьему велению), он складывает фломастеры в коробку и говорит, что это он дрова в печку кладёт=).

   Я не призываю ставить печи в квартирах, как предлагает мой сын :"Мама, давай купим печку и будем её топить". И не у всех есть дачи или загородные дома, и это не вина. Я лишь говорю, что это всё не так уж и далеко от нас современных, и можно сидеть в интернете, находясь всего в нескольких километрах от Москвы или Петербурга, и найти рецепт для приготовления в русской печи и приготовить его. Если у вас есть возможность выбрать между камином и печью для дачи или загородного дома - сделайте выбор в пользу последней! Вы многое приобретёте.
   И что радостно: русская печь живёт, развивается, дизайн её тоже коснулся и теперь русская печь вполне вписывается в современный интерьер:

   Вернусь к кулинарии: я обязательно что-нибудь приготовлю по рецепту для русской печи, как только доберусь до неё. А вообще, подумываю о покупке чугунка для приготовления в нем в духовке. Интересно, что получится?   
  

0 коммент.:

Отправить комментарий